Войти

Столтенберг созывает заседание Совета «Украина-НАТО»

Генсека об этом попросил Зеленский.

Джонсон назвал дату голосования за пакет помощи Украине

Спикер Палаты представителей заявил, что это будет кредит.

Маск обвинил Вашингтон в нанесении удара по «деньгам» США в Иране

Маск отреагировал на сообщение о том, что ВВС Израиля, вероятно, нанесли удар по восьмой авиабазе ВВС Ирана.

Кейс снарядов из Чехии повторяет судьбу миллиона снарядов от ЕС

Для поставки всех обещанных боеприпасов потребуется неопределённый период времени.

Бывший вице-президент США объяснил, зачем давать деньги Украине

Майк Пенс предлагает спонсировать не только киевский режим, но также Израиль и Тайвань.


» » Энергоаудит vs энергосервис

Энергоаудит vs энергосервис

Статьи, Новости, Энергетика » Энергоаудит vs энергосервис


Энергоаудит vs энергосервисВ течение последних двух лет ведется серьезная работа по развитию энергосбережения в нашей стране. О проблемах и перспективах этого направления журналу «Энергополис» рассказал руководитель рабочей группы по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности и энергосбережения Общественной палаты РФ Анатолий Либет.

– Какова в целом ситуация с реализацией Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении»?

– Еще в мае 2009 года мы поставили перед собой задачу подготовить общественную экспертизу на готовившийся тогда закон «Об энергосбережении», инициатором которого была парламентская Комиссия по экологии. Он готовился как закон об энергосбережении и экологической эффективности. Постепенно на этом пути экологическая эффективность выпала из этого закона, осталось только энерго-
сбережение. Первая редакция не прошла благодаря подготовленному нами отрицательному заключению – мы считаем это своей маленькой победой. Во второй редакции закон был принят, он стал более работоспособным.

– Что появилось во второй редакции закона?

– Появились методы законодательного принуждения к энергоэффективности, механизмы стимулирования к повышению энергоэффективности, меры ответственности вплоть до административной в отношении, например, региональных руководителей, которые несвоевременно готовят программу по энергосбережению. В ноябре 2009 года приняли закон, появилась надежда, что мы получили в руки своеобразную дорожную карту. Двигаясь по ней, действительно можно реализовать те амбициозные задачи, которые ставит руководство страны – то есть снижение в ближайшие десять лет энергопотребления, ресурсопотребления на 40%. Номинально в законе все присутствовало: и институт энергоаудита, и институт энергосервиса, перформанс-контракты, были обозначены обязанности администрации, категории потребителя, которые обязаны проводить энергоаудит. Закон стартовал – но достаточно тяжело. Мы, силами рабочей группы, сразу ввязались в бой, заключили соглашение с Минсоцразвития Московской области и провели энергоаудит тридцати социальных объектов. Это – дома престарелых, центр соцзащиты и так далее. Выявилось достаточно удручающее положение: отсутствие исполнительных схем по энергообеспечению, отсутствие паспортов оборудования. То есть наши энергоаудиторы, по сути дела, выполняли роль энергоменеджеров, восстанавливали схемы, подбирали аналоги и так далее.

Но с другой стороны, это и повод, в определенной степени вселяющий оптимизм. Поскольку точка отсчета такова, что можно и на 20–40 и более процентов повысить энергоэффективность объектов простыми методами – модернизацией теплового хозяйства, энергохозяйства, утеплением зданий.

– Но энергоаудит – это только часть айсберга, называемого энергосбережением.

– Согласен. Непосредственно энергоаудит, как результат – энергопаспорта, компаниям не нужен. Они знают свои проблемы и так. Наша цель – сконцентрировать, сделать научное заключение по этим проблемам, наметить, что нужно сделать, чтобы достичь определенного эффекта в области энергообеспечения. Здесь возникает драматический разрыв, поскольку институты энергоаудита и энергосервиса разнесены. Энергосервисная компания в своей работе должна опираться на заключение энергоаудиторов. Я разговаривал с достаточным количеством энергосервисных компаний, они однозначно говорят, что не будут полагаться на мнение энергоаудиторов, а будут проводить собственные энергоаудиты, потому что речь идет о вложении достаточно серьезных денег.

– Меж тем энергоаудит – это обязательное требование законодательства, которое не позволяет прийти энергосервисным компаниям сразу.

– Именно так. На законодательном уровне разорван этот процесс: энергоаудит проводят одни люди, энергосервис осуществляют другие. Энергоаудит проведен, но непонятно для чего. Это одно из противоречий.

Следующая сложность – привлечение средств в энергосервис. Энергоаудит можно проводить, не имея больших оборотных средств. А энергосервис – затратное мероприятие, требующее больших денег. Возникает вопрос, где брать финансовые ресурсы. Банки пока с большой осторожностью относятся к энергосбережению. Интерес оно у них вызывает, но масштабного движения банковского капитала в эту сторону я не вижу. Препятствие – новизна темы, банки стоят в стороне, как осторожные финансисты, наблюдают за тем, что происходит, ждут какого-то сигнала. Негативную роль сыграло и то, что очень поздно была принята Федеральная целевая программа по энергосбережению. Это тоже стало сигналом для банков: «Осторожно!» Кроме того, нет ясности по двум позициям. Первая – продекларировано, что в результате энергосервисных мероприятий получается экономия, но, как делить эту экономию, методик, указаний нет. Поскольку сейчас первые эшелоны – это бюджетные учреждения, предприятия, то без указаний, без четкого понимания своих полномочий они стоят замерев.

И вторая позиция – возникает тема гарантий возврата этих денег. Сама энергосервисная компания вряд ли может гарантировать. А у всех регионов одна и та же проблема. Выдать гарантию под эту тему – примерно такая же процедура, как получить дополнительную дотацию. Все это на годы – история бюрократическая.
И наверное, третий момент. Любая программа по энергосбережению требует некоторого срока окупаемости. Надо уберечься от иллюзии, что за год такая технология окупится. Серьезным технологиям потребуется 3–6 лет и более. (Например, модернизации теплового хозяйства, утепления зданий – не менее 4–5 лет.)

– То есть в совокупности какую картину мы видим?

– Есть, что называется, вызов времени – обветшавшее энергохозяйство городов и деревень, огромные потери, особенно в жилищно-коммунальном энергохозяйстве, и огромные тарифы. По тарифам мы уже если не обогнали, то по крайней мере догнали Европу. У граждан коммунальные платежи зачастую занимают 40–50% в семейном бюджете. Это уже жизненный предел того, что люди могут платить. Поэтому вызов времени есть – надо заниматься энергосбережением.

Сегодня потери электроэнергии порядка 13–15%. Есть современные технологии, которые позволяют такие потери сократить значительно. Даже 1–3% экономии выражаются в достойных цифрах.

– Сейчас по стране активно создаются энергосервисные компании. Соответственно, они ориентированы на получение перформанс-контрактов. Насколько такие энергосервисные компании могли бы быть полезными регионам в разработке программ по энергосбережению?

– Я думаю, они могли бы быть очень полезны. Из последних инициатив, которые поддержаны Общественной палатой, это создание сети заправок для электромобилей в Москве. Одна из тем, которую мы ведем, – альтернативная электроэнергетика. А электротранспорт – наше будущее. Это показывает и мировой опыт – такие города, как Берлин, Париж, Шанхай, Пекин. Там есть уже десятки тысяч таких заправок, городские программы по внедрению. Эта ситуация ждет и нас. В Москве внедрение городского электротранспорта даст результат, в том числе и по экономии энергоресурсов.

– Вы сказали, что за счет реализации комплекса энергосберегающих мероприятий возможно снизить потери в сетях. Какие мероприятия вы имели в виду? Реновацию оборудования, внедрение технологии smart grid?


– Технология smart grid – в первую очередь. Хотя, на мой взгляд, это более долгоиграющая программа, потому как составной частью она предполагает и модернизацию действующего оборудования. Но я говорю и о технологиях, которые позволяют уже сегодня на действующем оборудовании достигнуть определенного эффекта. Это и компенсаторы реактивной мощности, которые могут быть установлены в точке разграничения балансовой ответственности между потребителем и сетевой организацией, и приборы, которые позволяют за месяц мониторинга определить все необходимые параметры сети. По итогам такого мониторинга предполагаются определенные технические мероприятия, которые, собственно, и приводят к снижению потерь. Речь идет об ощутимых результатах – 10–20% от существующих потерь.

– К слову о росте тарифов. У вас ведется работа по двум направлениям: с одной стороны, вы, как любая госструктура, опасаетесь социальных волнений, но с другой – нужна некая обратная связь, показывающая, что рост тарифов все-таки оправдан и обоснован необходимостью обеспечить надежность и безопасность электроснабжения…

– Естественно, есть позиция потребителя, который хочет получить электроэнергию дешевле, и есть позиция поставщика энергоресурсов, в том числе сетевой компании. Замораживание тарифа, тем более снижение, ликвидирует инвестиционную часть, на которой можно проводить реновацию основных фондов. Здесь баланс интересов, искусство регулирования: необходимо и не остановить процесс замены устаревшего оборудования, и в то же время не убить потребителя. Еще чуть-чуть, и мы получим ситуацию 1998 года – массовые неплатежи, у людей просто не хватит денег, чтобы оплачивать такие тарифы.

– Как объяснить гражданскому обществу, за связь власти с которым вы отвечаете, инициативы по изменению тарифной модели, по реализации региональных программ энергосбережения? Как сделать так, чтобы энергетики и общество друг друга понимали и гармонизировали свои отношения?


– Нужно плотнее работать. Кроме того, граждане не энергетики, не специалисты в области электрооборудования, взгляд у них достаточно прост. Вопрос в чем? Сколько они платят за электроэнергию. Если человек видит, что в результате внедрения таких мероприятий больше денег остается в его кошельке – это самый лучший аргумент в пользу энергосбережения. Здесь мы – Общественная палата, сетевые, сбытовые компании – можем идти рука об руку, доказывать, что предлагаемые мероприятия действительно приведут к тому, что человек сможет сохранить деньги и направить их на какие-то более насущные нужды. Через 2-3 года, когда программа даст эффект, платить за электричество, тепло, газ, воду придется меньше.

Алексей Рыбак

Журнал Энергополис energypolis.ru






Читайте также: 



26.10.2011
Похожие статьи:
  • Время энергосервисных контрактов
  • Время энергосервисных контрактов
    Решение проблем обеспечения реального энергосбережения и повышения энергоэффективности можно рассматривать как важнейший фактор выживания в условиях роста международной конкуренции и появления новых форм экономического соперничества. При этом присоединение России к ВТО фактически становится точкой
  • Где исток энергоэффективности?
  • Где исток энергоэффективности?
    В Москве прошел Первый инновационный российско-германский форум «Энергоэффективность-2020: идеи, технологии, сервис».
  • Рациональное энергопотребление
  • Рациональное энергопотребление
    Российская экономика – одна из самых энергоемких. Этот тезис можно услышать не только из уст зарубежных экспертов, но и от отечественных специалистов, серьезно занимающихся рационализацией потребления ресурсов.
  • Энергосервисные контракты как способ сокращения издержек
  • Энергосервисные контракты как способ сокращения издержек
    Рост издержек не раз становился основным фактором прекращения деятельности ранее успешных предприятий, приносивших своим владельцам неплохую прибыль. До сих пор их оптимизация остается важным этапом работы менеджмента любой компании, желающей быть впереди своих конкурентов.
  • Энергосервисный контракт
  • Энергосервисный контракт
    Первое, о чем говорится в законе, – что государство начинает с себя и к себе прежде всего устанавливает жесткие требования. Обязательный энергоаудит, который должен быть проведен в течение трех ближайших лет, возможность заключать энергосервисные договора, обязанность снижать энергопотребление
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.