Войти

Власти Киргизии заявили о попытках вербовки граждан страны для терактов в РФ

В том числе, ведётся активная вербовка несовершеннoлетних.

Новый секретарь СНБО Украины был связан с российскими спецслужбами

Литвиненко — выпускник высшей школы КГБ СССР им. Ф. Э. Дзержинского.

Польша готовит революционные изменения в вопросе поддержки украинских беженцев — Rzeczpospolita

В частности, власти Польши не знают, что делать с украинскими детьми, не посещающими школы.

Как беглая «примадонна» извинялась перед таджиками за всех нас

Показавшая своё нутро после начала СВО Алла Пугачёва решила попросить прощения за весь наш народ.

ВКС РФ выключили Харьков

Харьковчане часами, а некоторые с 22 марта, сидят без света.


» » До субъектов не доходит

До субъектов не доходит

Новости » До субъектов не доходит


До субъектов не доходитПоследние пару лет региональные бюджеты и их состояние нечасто попадали в новости федерального уровня. С одной стороны, регионам уже не требовалось усиленных реанимационных действий на фоне резкого падения их собственных доходов, как это происходило в 2008–2009 годах. С другой – высокая планка социальных расходов, заданная из центра, и ограниченные возможности финансирования на долговом рынке просто не позволяли регионам много тратить.

В этом году совокупный дефицит местных бюджетов, скорее всего, не превысит 50 млрд. рублей, это порядка 1% их расходов и в 2,5 раза меньше прошлогоднего дефицита (надо, впрочем, понимать, что в эту цифру уже включены по доходным статьям все дотации регионам). На 30–40% выросли поступления от НДФЛ и налога на прибыль – костяка бюджетов крупнейших российских регионов. В результате регионы получили излишки средств. Как ими распорядиться??

Премьер-министр РФ Владимир Путин рекомендовал российским регионам направлять около 80% дополнительных доходов в резервы. Такое указание он дал на заседании правительства. «В каждом регионе в резервы должен направляться такой же объем допдоходов, как и в федеральном бюджете. И посмотрите, чтобы эти рекомендации дошли до глав субъектов», – обратился Путин к и. о. министра финансов Антону Силуанову.

Рекомендации главы правительства у нас обсуждать не принято, но вопрос о том, должна ли долговая и резервная политика регионов быть калькой с политики Федерации, – весьма интересный и важный.

При всем при том аналогии здесь совершенно неуместны в силу разных источников налоговых поступлений, структуры обязательств и роли федерального бюджета и региональных бюджетов. Для финансовой политики регионов действуют совершенно иные критерии разумности и адекватности.

Постоянно обсуждаются жизнь и инвестиции суверенных фондов Сингапура или Норвегии, но, если говорить о регионах, вспоминаются только Фонд Аляски и фонды эмиратов – членов ОАЭ. В обоих случаях у бюджетов неадекватно высокая зависимость от цены на нефть, к тому же ОАЭ – исключительно слабая федерация. В случае финансовых проблем простому эмиру можно рассчитывать на богатых соседей (что мы и видели в 2009–2010 годах), но не на федеральный уровень. С другой стороны, погрязшие в долгах (доходящих до 200% от собственных доходов земельного бюджета) премьеры германских земель или губернаторы американских штатов могут позавидовать российским коллегам, у которых уровень долга, согласно Бюджетному кодексу РФ, не может превышать 100%, а у большинства он значительно меньше.
Федеральный бюджет России формируется преимущественно за счет НДС, налога на добычу полезных ископаемых и таможенных пошлин, которые сильно привязаны к динамике экспорта вообще и уровню цен на нефть в частности. Региональные бюджеты формируются, как правило, из налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. Существуют целевые и нецелевые федеральные программы по выравниванию финансового положения региональных бюджетов. Львиная доля социальных расходов и выплат льготникам была передана на региональный уровень еще в рамках законодательства о монетизации льгот, но все равно обеспечивается трансфертами из федерального бюджета. Долгосрочные социальные программы – например, покрытие дефицита пенсионной системы – также висят на федеральном бюджете. Кроме того, у Российской Федерации нет богатого дядюшки, который поможет стабилизировать бюджет, если внешний рынок закроется для займов, а расходы резко возрастут (как это было в кризис). Для регионов эту функцию выполняет федеральный бюджет – и на страновом уровне происходит лучшая диверсификация общих рисков. Большинство регионов слабо зависят от сырьевых рынков, а в кризис испытывают общие проблемы. При этом в кризис более развитые и менее зависимые от федеральных дотаций области и республики потеряли в доходах больше слабейших.

Самое же главное, что не только в России, но и в большинстве государств функция регионов и муниципалитетов – в первую очередь обеспечение экономического развития своих территорий и создание благоприятной среды для жизни граждан и деловой активности. Многие исследования показывают, что низкие госрасходы и низкий уровень долга не способствуют росту доходов населения и ВРП. Даже если посмотреть на соседние российские области с похожей структурой экономики (Свердловская область против Челябинской до смены губернаторов, Краснодарский край), регионы с более активной финансовой политикой и большими уровнями госрасходов и госдолга росли быстрее.

Естественно, все это относится к разумным уровням долга и расходов и не берет в расчет экстремальные случаи. Альтернативой для стимулирования экономики могли бы быть налоговые льготы, но возможности регионов в этой сфере ограничиваются скидкой по налогу на прибыль и льготированием отдельных категорий малых и средних предприятий, использующих упрощенку. На социальные взносы, НДС и НДФЛ регионы влиять не могут вообще. Обязывать их создавать резервы вместо стимулирования роста своей экономики при отсутствии избыточно высокого уровня долга по меньшей мере странно.

Конечно, какой-то запас на покрытие кассовых разрывов никому не мешает, хотя кредитные линии с хорошей ставкой могут это заменить. Но даже аналог федерального Резервного фонда представляется сомнительным, так как снижает возможности регионов по финансированию инфраструктуры и модернизации бюджетного сектора. Досрочный выкуп госдолга, возможно, актуален для Москвы, имеющей огромные излишки средств и потенциальные доходы от приватизации. Но для большинства регионов, у которых бюджеты не слишком сильно зависят от сырьевых доходов, а рейтинг и кредитная история позволяют привлекать займы, поддержание высокого уровня резервов просто не нужно. Даже в самых развитых регионах России еще много лет будет достаточно проблем в сфере компетенции субъекта Федерации, и контрпродуктивно солить налоговые поступления, вместо того чтобы расширять налоговую базу.

Возможно, следовало бы дать регионам больше пространства для маневра – разрешить им снижать не только налог на прибыль, но и другие налоги. Не исключено, что когда-нибудь законодатель придет и к этому. Но пока налоговая система остается относительно неизменной (ее адекватность требует отдельного обсуждения), а регионы не заставляют обслуживать долгосрочные расходы – например, пенсионные программы для бюджетников; максимум, что требуется, – небольшой запас денег на покрытие кассовых разрывов. Регионы живут в жестких рамках федерального бюджетного законодательства и имеют право рассчитывать, что в случае серьезных бюджетных проблем на помощь придет Федерация.

Для федерального Минфина накопительство – правильная политика, направленная на долгосрочную финансовую стабилизацию. А вот властям регионов, несмотря на указание из Центра, вряд ли стоит превращаться в скупых рыцарей с недофинансированной социалкой и раздутым региональным аналогом ФНБ. Фактически указание, данное Владимиром Путиным, приведет к замедлению развития российских областей и углублению пропасти между богатым центром и бедными регионами.






Читайте также: 



29.01.2012
Похожие статьи:
  • Запутанный бюджет
  • Запутанный бюджет
    Бюджетное послание Владимира Путина не ответило ни на один из ключевых вопросов экономической политики. Ясно только, что ответственность за самые сложные проблемы, по которым правительство не могло принять решения годами, возложена на Дмитрия Медведева.
  • Оптимистичный пессимизм
  • Оптимистичный пессимизм
    Проект федерального бюджета на 2012–2014 годы, переданный на рассмотрение в Государственную думу, похоже, опять повторяет ошибки трехлетней давности, когда только накатывала первая волна мирового экономического кризиса. Тогда Дума приняла профицитный федеральный бюджет на 2009 год, ориентируясь на
  • Россия – это все, а все остальное – это тоже Россия
  • Россия – это все, а все остальное – это тоже Россия
    В России политический вектор последних десяти лет направлен в сторону централизации полномочий. Вертикаль власти отстроила свой костяк через федеральный бюджет, который перераспределяет 70% средств консолидированного бюджета страны. Примерно такая же доля государственных вопросов решается только на
  • «Позиция правительства — жить по средствам»
  • «Позиция правительства — жить по средствам»
    Дефицит бюджета к 2014 году должен сократиться вдвое, до 0,7% ВВП, заявил премьер-министр Владимир Путин на заседании правительства, рассматривавшего трехлетний бюджет, и призвал «необдуманно не раздувать расходы».
  • Доходы мешают Минфину экономить
  • Доходы мешают Минфину экономить
    Вчера вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин впервые с начала этого года изменил свою оценку исполнения федерального бюджета в 2011 году с "дефицитный" на "сбалансированный нулевой бюджет". Менять прогноз Алексея Кудрина заставляют текущие цены на нефть в первом полугодии и позитивный
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.