На совещании российских банков по проблеме киберпреступности было выдвинуто предложение ограничить семью днями срок, в течение которого банками должны рассматриваться заявления о мошеннических списаниях с карт клиентов. При этом сомнительные деньги в клиентском банке могут быть заблокированы, что должно увеличить его заинтересованность в скорейшем рассмотрении дела. ЦБ предварительно одобрил данные предложения.
18 декабря состоялось совещание банковской отрасли по теме киберпреступности, пишет газета «Известия». Председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин, участвовавший в совещании, рассказал изданию о выдвинутых инициативах.
В частности, предлагается, что дела о мошеннических списаниях с банковских карт должны рассматриваться в 7-дневный срок. При этом на время рассмотрения иска оспариваемые средства на счетах другого банка должны блокироваться. Как сообщил газете Андрей Емелин, Банк России предварительно одобрил предложения. В том случае, если суду будет не хватать документов, представленных сторонами, то процесс будет переведён в обычный режим.
Для того чтобы соответствующие нововведения заработали, соответствующие поправки должны быть внесены в Арбитражно-процессуальный кодекс.
Опрошенные изданием эксперты считают, что реальные сроки безусловного возврата средств могут растянуться на месяцы и годы, так как судебные процессы потребуют экспертиз, составления цепочек банков-получателей и работы с каждым из них.
«C учетом наличия возможности перейти в обычный режим рассмотрения, 90% дел будут рассматриваться не в ускоренном, а все же в общем порядке, поскольку вряд ли судьи возьмут на себя ответственность выносить решение без веских доказательств и имея на все 7 дней. Особенно если со стороны ответчика будут возражения по существу, — сообщила изданию адвокат из бюро DS Law Елена Ильина. — Суду будет важно при рассмотрении дела наличие самой карты, выписки по счету (причем целесообразно будет проанализировать характер списаний и размеры сумм, которые гражданин тратил ранее, и сопоставить эту информацию с суммами, периодичностью и местами несанкционированных списаний). Истец может представить доказательства того, что владелец карты физически отсутствовал в том месте, где территориально происходило списание средств или откуда шла команда оплаты по карте. Что касается экспертиз по делу, если списание было не через банкоматы, а путем оплат каких-то товаров, работ, услуг, может потребоваться помощь IT-специалистов».
Зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков указал «Известиям» на общепринятое заблуждение, что согласно закону «О национальной платёжной системе», возврат списанных средств должен происходить незамедлительно, и только затем начинается разбирательство, кто виноват в несанкционированной транзакции. По словам Аксакова, слова «незамедлительно» в законе в этой связи нет, и возврат осуществляется в любом случае после проведения всех проверок. При этом, если в ходе разбирательства будет доказано, что клиент сам виноват в переводе, то сумму ему не вернут.