Войти

Маск обвинил Вашингтон в нанесении удара по «деньгам» США в Иране

Маск отреагировал на сообщение о том, что ВВС Израиля, вероятно, нанесли удар по восьмой авиабазе ВВС Ирана.

Кейс снарядов из Чехии повторяет судьбу миллиона снарядов от ЕС

Для поставки всех обещанных боеприпасов потребуется неопределённый период времени.

Бывший вице-президент США объяснил, зачем давать деньги Украине

Майк Пенс предлагает спонсировать не только киевский режим, но также Израиль и Тайвань.

Задержан мигрант из Азербайджана, убивший русского парня в Москве (ФОТО)

21-летний Шахин Аббасов ранее был объявлен в федеральный розыск.

В МВФ предрекли подорожание доллара на Украине

Прогноз обнародован на портале World Economic Outlook.


» » Брюссель против Газпрома: против газового лома нет приема

Брюссель против Газпрома: против газового лома нет приема

Статьи » Брюссель против Газпрома: против газового лома нет приема


Еврокомиссия видит газовый рынок ЕС в 2030 году однослойным и краткосрочным, с доминированием спотовых торгов партиями СПГ над поставками по трубопроводам.

В феврале 2018 года Еврокомиссия выпустила обстоятельный трехсотстраничный доклад с итогами анализа текущего состояния газового рынка ЕС и формулированием целей дальнейшей политики Брюсселя в данном вопросе. Для специалистов и экспертного сообщества он представляет огромный интерес благодаря фундаментальному охвату всех аспектов вопроса, от логистики до специфики формирования таможенных пошлин и прочих влияющих факторов.

Столь подробное препарирование рынка еще не один раз станет основой для более подробного анализа отдельных ключевых моментов, но сейчас хочется отметить самые основные его моменты – а) то, как они отразятся на перспективах поставок российского газа в Европу; б) на экономике уже реализованных экспортных проектов, а также в) тех проектов, запуск которых планируется в течение ближайших двух-трех лет.

Кратко выводы Еврокомиссии можно описать так: от российской газовой экспансии Европу может спасти только Третий энергопакет, но его в оставшееся до окончания строительства трубопровода «Северный поток-2» время требуется срочно расширить и дополнить. А по сути - полностью изменить правила внутреннего рынка Европы.

Официально декларируемых ключевых целей заявляется две: снизить цену на газ для конечного потребителя и исключить возможность даже локального доминирования одного поставщика. Нынешняя ситуация с инфраструктурой, особенно с дефицитом интерконнекторов, а также государственно-территориальный принцип взимания транзитных пошлин физически разделила формально общий рынок ЕС на три достаточно высоко обособленные зоны.

В северной, куда входят Великобритания (пока считается членом ЕС), Германия, Дания, Нидерланды, Люксембург и Австрия, оптовые цены на газ являются самыми низкими в Европе, что создает им существенные коммерческие преимущества перед остальными членами. Даже формально входящая сюда Франция, оказывается, вынуждена покупать газ по ценам примерно на 11-12,5% выше, чем, скажем, средняя цена в Германии.

Самый высокий уровень цен (в 1,3-1,8 раза) наблюдается в Восточной Европе. Причиной тому названа острая недостаточность развития транспортной инфраструктуры и, хотя это не произносится прямо, монопольное положение единственного поставщика, под которым подразумевается Россия. Южная Европа, включая Испанию и Португалию, составляют третью отдельную зону, где уровень цен находится между двумя остальными.

Если победить проблему низкой связности территорий путем развития газовой инфраструктуры можно, то невозможность отменить законы географии признают даже эксперты Еврокомиссии. Газ доставляется по трубе, следовательно, размер транспортных издержек зависят от расстояния. А значит по мере падения объемов собственной добычи в Северном море (к 2030-2035 годам ее размер снизится до 140-150 млрд. м3/год, что практически равняется нынешнему экспорту "Газпрома" в ЕС), Россия неизбежно получит недопустимо доминирующие условия на рынке. Если "ничего не делать", то ее доля к 2035 году может превысить 57-62% от всего газового импорта ЕС. Спорить с ее тарифами станет невозможно по причине отсутствия других столь же масштабных трубопроводных продавцов.

Выход Брюссель видит в кардинальном пересмотре правил газового рынка Европы. Во-первых, анонсирован отказ от долгосрочных контрактов в пользу закупок на спотовом рынке. Для этого Третий энергопакет предполагается дополнить законом, обязывающим любого оптового поставщика не менее 50% своих объемов продавать именно на споте, а не через долгосрочные контракты по фиксированным ценам.

Во-вторых, в перспективе ближайших трех лет Еврокомиссия намерена качественно усовершенствовать топологию европейской ГТС для облегчения доступа всех, в том числе удаленных, стран к СПГ-терминалам. Декларируется, что законодательный перевод не менее трети потребителей с трубопроводного газа на сжиженный позволит расширить перечень возможных импортеров за счет США, Ближнего Востока и Австралии. Что также "повысит свободную конкуренцию на рынке и приведет к снижению оптовых цен", а, по сути, хоть как-то сможет послужить противовесом "экспансии единственного поставщика".

Что из этого получится пока сказать сложно. Например, Брюссель под шумок требует от национальных правительств передать ему право устанавливать транспортные пошлины и даже оставлять себе некоторую часть транспортных сборов. Она оценивается в примерно 100 млрд. евро в год. Так что отсутствие понимания со стороны правительств не удивительно.

С другой стороны, нынешние технологии не позволяют без дополнительного вмешательства уравнять цены на сжиженный и трубопроводный газ. Последний всегда будет дешевле. Следовательно, общая средняя цена на опте окажется не ниже, а выше нынешней, что не пойдет на пользу экономики ЕС, особенно в нынешнее кризисное время. Да и помимо только труб, на потребление газа влияет еще распределение промышленности как важного, даже ключевого потребителя газа, а оно явно не в пользу Южной и Восточной Европы. Тем не менее, Брюссель намерен представленную стратегию реализовать. По крайней мере, на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Однако в темпах пересмотра правил Европа, похоже, критично отстала от развития событий с поставками. На данный момент в России на Ямале заработал собственный завод по сжижению, а значит, мы можем поставлять в Европу газ практически в любом виде "по желанию заказчика". И он все равно окажется дешевле конкурентов по причине наличия собственной добычи.

Другой вопрос, что в ближайшие 4-5 лет в ЕС ожидается значительное изменение структуры рынка с ростом значения биржевой торговли. Это, несомненно, потребует от нас пересмотра общей долгосрочной стратегии. Но законы природы оно изменить не в силах. Экономика всегда основывается на энергии, а вариантов поставки газа в ЕС не так уж и много.


Специально для ИА REX








Читайте также: 



05.05.2018
Похожие статьи:
  • “Северный поток-2″ – ответ на снижение добычи газа в Европе
  • “Северный поток-2″ – ответ на снижение добычи газа в Европе
    Заявил в ходе Европейской газовой конференции глава австрийской нефтегазовой компании OMV Райнер Зеле.
  • Еврокомиссия грозит Газпрому «десятиной»
  • Еврокомиссия грозит Газпрому «десятиной»
    Ориентировочная сумма штрафа, которую может взыскать с Газпрома Еврокомиссия, в случае если ее претензии будут признаны обоснованными, составит около 500 млрд руб.
  • Европа не жалует российский газ
  • Европа не жалует российский газ
    В связи с планами ЕС по обеспечению своей энергобезопасности Газпром может столкнуться с повышением конкуренции на рынках Старого Света.
  • Газовый вопрос: победителей от обострения ситуации на Украине не будет
  • Газовый вопрос: победителей от обострения ситуации на Украине не будет
    Учитывая важность европейского рынка сбыта для Газпрома, неудивительно, что высокая напряженность ситуации на Украине крайне негативно влияет на капитализацию российской компании.
  • Европа слезает с труб Газпрома
  • Европа слезает с труб Газпрома
    Импортирующая энергоресурсы Европа больше не видит необходимости в новых трубопроводах по поставке газа. Среди примерно ста проектов по транспорту газа, которые Еврокомиссия намерена поддержать до 2020 года, нет ни одного нового трубопроводного проекта и ни одного проекта по поставке газа из
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.