Войти

Украина использует кассетные боеприпасы, поставляемые США, заявили в Женеве

Ранее коалиция США по кассетным боеприпасам, которая добивается запрета снарядов, заявила, что потрясена решением Вашингтона

Сырский признал обострение ситуации на фронте

А также потерю ряда населённых пунктов.

Враг отступает, теряя иностранное вооружение и живую силу: сводка Минобороны

Поражён вражеский ангар для сборки легкомоторных ударных беспилотных самолётов и склады военно-технического имущества.

В Киеве умер историк Пётр Толочко

Почему его так не любила майданная власть?

Такер Карлсон взял интервью у Дугина (ВИДЕО)

Исторического экскурса американцу показалось мало, и он решил «отдохнуть», поговорив с Дугиным.


» » Всевидящее око ВМФ: что делают на флоте морские волки Камова?

Всевидящее око ВМФ: что делают на флоте морские волки Камова?

Новости, Политика » Всевидящее око ВМФ: что делают на флоте морские волки Камова?


Всевидящее око ВМФ: что делают на флоте морские волки Камова?

07.04.2016, ТРК «Звезда».


Распознать эти вертолеты и отличить от любых других не составит большого труда даже тем, кто почти не разбирается в авиации. Вертолеты Камова вообще, на любой выставке или международном авиационном салоне всегда привлекают повышенное внимание и вызывают неподдельный интерес.


Дело даже не в знаменитой, узнаваемой всеми соосной схеме расположения несущих винтов, благодаря которой вертолет выделяется на фоне других винтокрылых машин. Машины с надписью «Камов» на фюзеляже всегда отличались уникальной живучестью и могли служить в качестве базы для нескольких авиационных комплексов одновременно.


Зачем флоту вертолеты


Вертолетный полк в Краснодарском крае усилят «Аллигаторами»


Как бы странно это ни звучало, но своим появлением уникальные советские палубные многоцелевые вертолеты обязаны… американцам. Именно благодаря стараниям американских военных специалистов гонка вооружений между СССР и США в начале 60-х годов прошлого века серьезно обострилась. К авиационным спецбоеприпасам и межконтинентальным баллистическим ракетам наземного базирования добавились подводные крейсеры стратегического назначения — огромные плавучие города с десятком баллистических ракет на борту.


Главная проблема для СССР заключалась в том, что дальность полета межконтинентальной баллистической ракеты, выпущенной с борта американской субмарины составляла две (а в отдельных случаях и чуть более) тысячи километров. Тревога советских военных была вполне обоснована — расстояния в две тысячи километров вполне хватало, чтобы в случае необходимости доставать до целей на западе СССР из акваторий Баренцева, Норвежского и Северного морей.


Конечно, о неслыханной наглости американцев в Советском Союзе знали. Знали с самого начала и успели заранее подготовить достойный ответ — запустить в производство целую серию противолодочных кораблей проекта 1123 «Кондор». Основным оружием противолодочных крейсеров как раз и должен был стать уникальный во всех отношениях палубный вертолет, способный выполнять несколько специальных противолодочных мероприятий одновременно. Концепция вертолета как основного вооружения противолодочных кораблей, несмотря на всю ее странность была разумна и объяснялась весьма просто.


«Во-первых следует учесть, что к тому моменту РПКСН стали серьезно превосходить надводные корабли по скорости движения и бороться с ними эффективно надводные корабли с помощью своего вооружения в полной мере не могли», — пояснил историк военно-морского флота, капитан третьего ранга в отставке Игорь Карташов.


К тому же, шумность движения надводных кораблей позволяла экипажу субмарины противника примерно за 300-320 километров обнаружить надводный корабль. В свою очередь, серьезное развитие материалов корпуса и силовых установок для АПЛ не гарантировало их обнаружение на расстоянии в 30 километров. Элегантное решение, как водится, нашлось — за счет большой скорости (существенно превышающей скорость движения АПЛ под водой) вертолет должен был обеспечивать сканирование воды в самых разных точках с помощью специального опускаемого гидролокатора.


Второй важной задачей для перспективного вертолета должно было стать целеуказание по надводным кораблям вероятного противника — с помощью специальной РЛС координаты надводной цели должны были передаваться на крейсеры или другие корабли с ракетным вооружением, а те, в свою очередь, должны были отрабатывать по неприятелю главным калибром.


Братья-близнецы


КБ Камова в качестве генерального подрядчика для выполнения столь сложной работы было выбрано не случайно — опытные советские авиационные инженеры уже имели опыт производства вертолетов с небольшими габаритами, весом и вполне пригодными для использования в самых разных операциях массой и двигателями. Ка-10 и Ка-15, построенные по соосной схеме с двумя несущими винтами уже обладали большим потенциалом, но для работы в качестве основного вооружения противолодочных кораблей нужно было придумать что-то более выносливое.


Вместо того, чтобы создавать единый вертолет для борьбы с подводными лодками противника и целеуказания, в КБ Камова решили создать две разных машины с одинаковой максимальной взлетной массой по 7 тонн каждый. Первая противолодочная машина получила индекс Ка-25ПЛ и предназначалась сугубо для противолодочной работы, а другая, с индексом Ка-25Ц, как уже можно было догадаться, должна была «подсвечивать» надводные цели для противокорабельных ракет.


Специалисты отмечают, что оба вертолета были практически индентичны друг другу — силовая установка, схема размещения вычислительной техники внутри, почти все было выполнено одинаково, за исключением небольших отличий. Использовать вертолеты можно было как по одиночке, так и в парах для максимально эффективного противодействия военно-морским группировкам противника. Противолодочная версия Ка-25 оснащалась по самому последнему слову БРЭО — присутствие на борту погружаемой гидроакустической станции ВГС-2 «Ока», РЛС «Инициатива-2К» дополнялось третьей системой — РГАС «Баку».


После обнаружения по подводной лодке противника могли быть применены глубинные бомбы и торпеды самого разного калибра. Отличительной чертой Ка-25 стали специальные устройства — баллонеты, надуваемые атмосферным воздухом и позволяющие проводить, помимо прочих, еще и спасательные операции прямо у поверхности воды. Выглядело это, надо признать, необычно. Процесс приводнения Ка-25 был похож на то, как водомерки — крошечные насекомые, передвигаются по поверхности озера — легкое касание с отсутствием крупной ряби на поверхности и такое же плавное передвижение на небольшие расстояния.


Морской волк


Ка-25 на протяжении всего срока эксплуатации практически не вызывал нареканий со стороны военных. Богатый опыт, знания и талант инженеров КБ Камова позволили создать абсолютно надежную и беспроблемную с точки зрения боевой работы и эксплуатации машину. Однако, с течением времени, даже несмотря на серьезную дипломатическую работу и бурное развитие собственного подводного флота, проблему с подводными лодками противника до конца решить так и не удавалось. Угроза из глубины была по-прежнему реальна и для нейтрализации технологически развитого противника требовались не менее современные средства.


Решено было использовать уже знакомую схему с применением противолодочного вертолета КБ Камова, однако, нужна была совершенно иная, более технологичная и современная машина. Ка-27, пришедший на смену вертолету Ка-25 по всем показателям устраивал военных. К особенностям Ка-27 можно отнести и существенно переработанную, по сравнению с Ка-25, поисково-прицельную систему «Осьминог».


Способности ГАС были существенно расширены — система не только «прослушивала» толщу воды на предмет наличия подводных лодок противника, но и обеспечивала быстрый обмен данными с другими вертолетами и надводными кораблями тактической группы. Возможности новейшей аппаратуры на борту, безусловно, расширяли боевые способности Ка-27, однако, сложностей с этим вертолетом было не меньше.


«Ввиду того, что у вертолета по сравнению с предыдущей машиной серьезно возросла грузоподъемность, серьезным нагрузкам подвергались консоли несущих винтов. С возникшей трудностью решено было справиться изготовив специальные стеклоуглепластиковые лопасти — более прочные и менее тяжелые одновременно», — поясняет авиационный инженер Константин Боровик.


Нововведения в конструкцию вертолета не оказались напрасной тратой времени — во время перехода ТАВКР «Новороссийск» из Черного моря на север вертолеты Ка-27 то и дело обнаруживали сопровождающие подводные лодки зарубежных государств и делали это существенно быстрее, чем ожидалось. Специалисты отмечают, что полеты Ка-27 во время противолодочных маневров действительно стали напоминать танец водомерок на поверхности озера — стремительный разгон, резкое торможение, зависание, погружение ГАС в воду, затем подъем и снова энергичный разгон.


Во время эксплуатации Ка-27 выяснилось, что особенно эффективно применение четверок Ка-27 для борьбы с подводными лодками противника. Благодаря ГАС и специальной тактике, на удалении до 100 километров подобным образом обнаруживались 100% подводных лодок, наблюдающих за маневрами надводных кораблей. Последовавшая небольшая модернизация вертолета Ка-27 существенно расширила возможности для применения противолодочного вооружения.


В номенклатуру боеприпасов Ка-27 была включена уникальная корректируемая противолодочная авиабомба «Загон-2». Принцип работы диковинной авиабомбы существенно отличался от тех боеприпасов, что применялись с борта Ка-27 раньше — после сброса с вертолета, бомба на парашюте спускалась на поверхность воды, но не уходила на глубину, а некоторое время находилась на специальном «поплавке» у поверхности воды. Когда акустическая головка наведения срабатывала на шум проходящей мимо субмарины, от корпуса поплавка отделялся гравитационный боеприпас и подводная лодка противника была обречена.


Специалисты объясняют, что для максимально эффективной борьбы с подводными лодками даже были разработаны целые противолодочные упражнения, при которых экипажи Ка-27 должны были «усеивать» водную гладь подобными боеприпасами, обеспечивая тем самым «зону безопасности» в заданном районе.


Броневик и дозорный


Надежная соосная схема оказалась настолько удачной и удобной, что на базе вертолетов Камова были созданы еще две уникальные винтокрылые машины. Ка-29 лишь внешне походил на своих великих прародителей. По своей сути этот вертолет получился ничем иным, как штурмовиком, способным высаживать десант и если потребуется, прикрывать его огнем. Специалисты отмечают, что соосная схема, бронирование и перераспределение некоторых узлов вертолета под десантно-штурмовые нужды вместе с надежной силовой установкой позволили по целому ряду характеристик превзойти знаменитый летающий танк Ми-24.


«Если не брать в расчет прицельные комплексы вертолета, то стоит упомянуть, что соосная схема как таковая обеспечивала максимально низкий уровень вибрации, а следовательно обеспечивала максимально точное применение вооружения, как встроенного так и опционального», — уточнил интервью «Звезде» подполковник ВВС в отставке, подполковник Вячеслав Борисов.


Вооружение Ка-29 позволяло максимально осложнить потенциальному противнику жизнь — весь спектр стрелкового, пушечного и ракетно-бомбового вооружения можно без особых сложностей обрушить на голову врага. Авиапушки, управляемые противотанковые ракеты и неуправляемые авиационные ракеты — все это было доступно для использования в Ка-29. Серьезного бронирования вертолет не имел, но обстрел из легкого пехотного вооружения переживал без особых проблем.


Другой вертолет — Ка-31 и вовсе раздвигал границы возможного. Задача для уникального вертолета радиолокационного дозора была сформулирована просто — максимально увеличить дальность обнаружения низколетящих целей и предупредить надводные корабли о возможной ракетной атаке. Радиоэлектронными глазами вертолета стали вращающаяся РЛС с фазированной антенной решеткой и высокопроизводительный вычислительный комплекс Е-801 «Око».


Малоразмерную надводную цель БРЭО вертолета Ка-29 обнаруживало на удалении в 250-300 километров, а истребители и другие скоростные самолеты противника на удалении в 150-170 километров. Обращает на себя внимание и тот факт, что специальную антенну с ФАР вертолет перед посадкой мог сложить с помощью приводов, а при необходимости, все БРЭО (включая антенну и вспомогательное оборудование) могло быть заменено на модернизированное.


В истории всех палубных вертолетов КБ Камова обращает на себя внимание и тот факт, что коллектив КБ не переставал экспериментировать с конструкцией своих вертолетов и вряд ли перестанет делать это в будущем. Большинство технических решений, так или иначе обеспечивающих выполнение поставленной задачи, вносились в конструкцию вертолетов по мере эксплуатации и впоследствии были реализованы в таких вертолетах, как «Черная акула» Ка-50 и Ка-52 «Аллигатор».


Между тем, авиационные инженеры и специалисты поясняют, что уровень развития всевозможных РЛС и систем контроля не снимает с повестки дня вопрос использования противолодочных вертолетов. И хотя процесс обнаружения подводной лодки стараниями КБ Камова и профильных НИИ был существенно упрощен, на другой стороне военные инженеры тоже не сидят без дела. Это означает, что «камовским» противолодочным вертолетам еще будет чем заняться.


Автор: Дмитрий Юров


uptek.ru






Читайте также: 



07.04.2016
Похожие статьи:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.